Цель воспитательной работы любого образовательного учреждения: наиболее полное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Одной из задач является: включение обучающихся в разнообразную (соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям) деятельность, направленную на формирование у детей:
Трудолюбия, готовности к выбору профессии;
Экологической культуры;
Эстетического отношения к окружающему миру;
Физической культуры, навыков здорового образа жизни;
Организационной культуры, активной жизненной позиции.
Как показали комплексные исследования, современный подросток нуждается:
В получении навыков демократического проживания в детском коллективе;
В достижении успеха в различных видах деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
В приобретении опыта общения и отношений на основе культурных норм проживания и деятельности;
В получении организаторского опыта и опыта самоорганизации;
В собственном оздоровлении и физической закалке.
На удовлетворение этих потребностей и направлены усилия всего педагогического коллектива. А проблемы, названные выше, только лишь ещё раз подтверждают необходимость серьёзной воспитательной деятельности. Это осуществляется через создание детской организации в школе, через содружество органов ученического и учительского самоуправления, через привлечение учащихся в различные кружки, клубы и секции и многое другое. Огромная роль отводится организации каникулярного отдыха детей и подростков в образовательном учреждении, т.е. каникулам. Ведь именно каникулы – особое ценностное и деятельное пространство образования, принципиально важное для развития и саморазвития детей.
Каникулы – время отдыха. Но это одновременно – период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых умений и способностей.